Выставки
«Изразцы московского посада»
«Изразцы московского посада»
Аннотация
Изразцы и их фрагменты из коллекции «Музей «Садовое кольцо» характеризуют основные виды изразцового декора с конца XVI века до начала ХХ века, и являются важным источником изучения истории быта московского посада. Терракотовые печные изразцы без поливы – «красные» стали изготовлять в Московской Руси с конца XVI века. Они были декорированы рельефами, оконтуренными рамкой, с зооморфными и антропоморфными изображениями, например, двуглавых орлов, кентавров или батальных сцен, а также растительными орнаментами. В архитектуре с конца XV века широко были распространены кровельные керамические покрытия. Это был надежный и недорогой материал. Городчатая зелено-поливная черепица была наиболее распространена с 1630-х по 1680-е годы. С 1630-х гг. в Москве появляются поливные «муравленные» изразцы с прозрачной глазурью зеленого цвета с сюжетами и композициями красных изразцов. Со второй половины XVII века начинается «Золотой век русского изразца» - появляются изразцы с непрозрачными оловянными эмалями белого, желтого, бирюзового, синего цветов и прозрачной глазурью коричневого цвета и новыми композициями рисунков. Данные изменения произошли вследствие исторических событий. Во время русско-польской войны 1654 – 1667 гг. «к Москве» переселились белорусские ремесленники, придерживавшиеся новых декоративных тенденций. В Москве существовало два основных центра производства изразцов – Гончарная и Мещанская слободы. Мещанская слобода возникла в 1670-1671 гг. в связи с царским указом о переселении мещан из других слобод и иноземцев «из-за польско-литовского рубежа». В начале XVIII века, с указом Петра I в Россию прибыли европейские мастера, и принесли с собой новые европейские традиции декоративной интерьерной керамики. Стали изготавливаться гладкие расписные изразцы. В архитектуре полихромная керамика больше не применялась. Из технологии изготовления ушел оттиск рельефа в формах или штампом. На изразцах появился сюжет и комментарии к нему, главным героем становится человек, и его душевное состояние. Техника рисунка чаще была достаточно упрощенной. До 1730-х годов также существуют «гербовые» изразцы - изделия переходного типа от рельефных полихромных к гладким расписным, сочетавших рельеф и роспись. К концу XVIII века многоцветный декор вытесняют белые классицистические рельефы, подражающие мрамору. В росписи провинциальной (массовой), более дешевой продукции начинает преобладать синий цвет. Пышная рамка заменяется тонкой голубой каймой, а сюжет - изображением вазы с букетом цветов. В XIX столетии печи все чаще облицовывались белым кафелем. От пышного архитектурного декора происходит переход к более скромной пластической декорации. В XIX веке налаживается фабричное производство изразцов. На изделиях появляются заводские клейма. В России в XIX – ХХ веках изготавливали изразцы заводы «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», А. Гусарева, Власова, Аксенова, Аблаженова и другие. Так же можно встретить изделия иностранных производств. В изделия второй половины - конца XIX века возвращается синяя роспись по белому фону упрощенного характера. Затем из росписи уходит букет и остается одна лишь голубая (синяя) или коричневая рамка, обрамляющая белый изразец. В конце XIX века появляется интерес к древнерусскому искусству и быту, в связи, с чем фасады печей покрылись вязью в неорусском стиле. В начале ХХ века утонченные флоральные орнаменты модерна также можно видеть и в декоративной керамике. Пройдя путь развития от рельефных красноглиняных изразцов с конца XVI века, «муравленных» и рельефных, покрытых непрозрачными эмалями XVII века, гладких расписных XVIII века, гладких, покрытых белой эмалью и уподобленных поверхности античных колонн XIX века, вновь запестривших буйством форм и красок в начале ХХ века, изразцы были, не просто яркой деталью интерьера или архитектурного фасада, а концентрировали на себе внимание таким образом, что печь становилась интерьерообразующим элементом, а постройка – архитектурной доминантой в городской среде. Декоративная керамика составляет исключительно большой и богатый пласт русского декоративно – прикладного искусства, демонстрируя связь с человеком и не просто украшая его повседневную жизнь, но и принося ему пользу. Каждый новый памятник чуть больше приоткрывает историю и традиции художественной керамики.